Инклюзия

 Об инклюзивном образовании: 


Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.


Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.


При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.


 


Инклюзивное образование  – процесс  включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду.  Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.


Детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ООП) считаются  дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке, дети с отклонением в поведении и т.д.


Инклюзивная школа  - это школа, в которой создана среда для комфортного обучения всех детей – как с ООП, так и без. При этом процент детей с ООП в каждом классе не должен превышать процент таких детей в районе, где живут дети.


Что делает школу инклюзивной:


1. Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников : дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.

2. Философия школы.   Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, учителя постоянно, каждый день, так  или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.

3. Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

4. Наличие в школе тьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.

5. Вовлеченность родителей.  Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать. 


Для развития инклюзии в России на данный момент необходимы прежде всего следующие условия:

1. Наличие доступной среды: нам очень нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам и учителям с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь.


2. Изменение негативных стереотипов, касающихся инвалидности: для того, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно в России, нам предстоит проделать очень большую информационную работу. Очень важно говорить о необходимости инклюзии на всех уровнях, говорить о вопросах инвалидности позитивно, формировать положительное общественное мнение.


3. Корректировка существующего законодательства, которое позволит вписать инклюзию в существующую образовательную систему.


4. Дополнительная подготовка учителей – для эффективного обучения в инклюзивной  школе ребенку с инвалидностью нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии.


Несмотря на то, что нам еще очень многое предстоит сделать для развития инклюзии в России,  у нас уже сейчас есть образовательные учреждения, практикующие инклюзивный подход. 


2.     Инклюзия здесь


Дорогие родители и учителя! Инклюзивное движение активно развивается в России. Число  школ, садиков и секций, которые готовы работать с разными детьми растет.


Мы составляем список таких учреждений. Присоединяйтесь! Если вы знаете место, где рады детям с разными образовательными потребностями, расскажите нам о нем! А мы расскажем остальным :) Начнем с Москвы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКВЫ, ПРАКТИКУЮЩИЕ ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД: