Понимание инвалидности

1. Социальная и медицинская модели понимания инвалидности

 На протяжении всей человеческой истории в обществе существовало разделение по признаку физической силы и здоровья. Люди, физически отличающиеся от других, неизменно притягивали внимание окружающих, вызывая смешанные чувства: любопытство, жалость, страх или сопереживание, уважение, желание помочь. С течением времени отношение к людям с инвалидностью  варьировалось – от категоричного подхода Древней Спарты до более толерантного и корректного отношения в современном мире.

В России долгое время отношение к инвалидности было основано на стереотипах, корни которых базировались на суевериях и жалости: к людям с инвалидностью относились  как к  больным, их было принято жалеть и опекать.

Кроме того, долгое время у нас не было принято говорить об инвалидности вслух, а из за отсутствия доступной архитектурной среды многие люди с инвалидностью  не имели физической возможности вести активный образ жизни.

Таким образом, создавалась иллюзия, что число людей с инвалидностью в России гораздо ниже, чем в развитых странах, а если человек с инвалидностью все-таки оказывался в общественных местах, то воспринимался окружающими как диковинка, и его появление неизменно сопровождалось любопытными взглядами и некорректными комментариями.

В сфере образования и профессиональной реализации  людям с инвалидностью также было отведено определенное место – они могли получать образование и трудиться  в рамках специализированных учреждений. При этом о полноценном включении в общественный процесс речи не шло.

Подобное отношение характерно для  медицинской модели понимания инвалидности, при которой отношение к человеку диктуется его физическим состоянием, и если оно не соответствует определенным нормам, то «пациента» нужно прежде всего лечить. После этого он может быть успешно включен в социальную жизнь.

С течением времени отношение к инвалидности становилось более толерантным – этот процесс был во многом связан с активной жизненной позицией самих людей с инвалидностью. Изменения пришли из западных странах, где постепенно был пересмотрен сам подход к пониманию инвалидности с медицинской на социальную модель.

Социальная модель понимания инвалидности опирается на личные качества человека, и предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности людей с особенностями здоровья.

Социальная модель не отрицает необходимости лечения, но подразумевает, что и в случае невозможности полного излечения человек не будет изолирован и вычеркнут из активной жизни.

Медицинская модель: возможности человека ограничены из-за физических особенностей самого человека. Полноценная жизнь возможна при устранении этих особенностей.

Социальная модель: возможности человека  ограничены из-за неприспособленности общества  к особенностям конкретных людей. Полноценная жизнь возможна при устранении общественных преград: создании доступной архитектурной среды, устранении стереотипов.

Сегодня мы понимаем, что возможность человека быть реализованным, приносить пользу другим людям, полноценно общаться и просто жить полной жизнью, зависят далеко не только от его физических возможностей и состояния здоровья.

Преимущества социальной модели очевидны:

Однако, для перехода на социальную модель понимания инвалидности, необходимы некоторые общественные усилия, например: создание доступной архитектурной среды; употребление корректной лексики и терминологии; создание возможности для совместного обучения детей с инвалидностью и без.

Для того чтобы отношение к инвалидности в нашем обществе менялось, очень важно говорить об этом с детьми – гораздо легче научить правильному отношению к инвалидности ребенка, чем переучивать взрослого.

Очень важную роль здесь играет система инклюзивного образования, которая активно развивается в России сегодня.