Доступность школ Москвы

Каждый ребенок с инвалидностью должен пойти в школу. Мировой опыт показывает, что лучше всего  для ребенка с инвалидностью учиться в обычной школе вместе с детьми без инвалидности,так как это повышает уровень социализации. В школе за счет конкуренции и отсутствия "особого", жалостливого, отношения уровень образования выше, у ребенок становится самостоятельным.

Школа доступная для ребенка с инвалидностью, когда он может физически в нее попасть (есть пандусы, лифты, поручни, тактильная плитка), он может беспрепятственно передвигаться по школе и когда его безопасности в школе ничего не угрожает — все аварийные выходы доступны.

Все дети разные: кому-то нужна гимназия, кому-то лицей, а кому-то- школа здоровья. Посмотрим на доступность московских школ по типам:
| Create infographics
В Москве нет проблем с доступностью школ лишь для инвалидов по слуху. Для остальных категорий количество доступных школ мало: для инвалидов-колясочников доступны 5% школ, для инвалидов-опорников- 13%, для детей с проблемами со зрением меньше 1%. Нет разницы между типами школ: гимназией, лицеем или школой здоровья- процент низок везде.

Если по типам школ неравенства нет, то можно говорить о географическом неравенстве: количество доступных школ сильно отличается по округам. Так для инвалидов-колясочников доступна лишь одна школа в Северо-Западном округе и две школы в Северном, а в Зеленогдраде доступных школ нет. Для детей с инвалидностью по зрению нет доступных школ в Северо-Западном, Юго-Западном и Зеленоградском округах, а максимальное количество доступных школ в одном округе- две. Если посмотреть доступность по районам Москвы, то ситуация выглядит еще более серьезной: лишь в 34% районов есть школы, доступные для детей с инвалидностью, использующих инвалидные коляски, и лишь в 5% районов для инвалидов по зрению. Для родителей детей с инвалидностью именно географическая недоступность школ может стать решающим моментом при выборе между домашним обучением или школой-интернатом и инклюзивной школой: тяжело возить ребенка с первого класса в другой район, а тем более округ, особенно учитывая, что общественный транспорт Москвы не приспособлен для колясочников и людей с двигательными нарушениями и плохо приспособлен для людей с проблемами со зрением.

Основываясь на данных от Департамента социальной защиты населения о количестве детей с инвалидностью в возрасте от 7 до 18 лет по округам Москвы, мы посчитали, сколько детей с инвалидностью приходится на одну доступную школу. Видно, что для детей с инвалидностью по слуху все более или менее хорошо, однако для остальных трех групп ситуация непростая. Инклюзия предполагает, что соотношение детей с инвалидностью и без в школе близко к соотношению людей с инвалидностью и без в целом в городе. Если на одну школу в округе приходится 140 инвалидов-колясочников, такое соотношение не соблюдается.Более того, это может создавать некомфортные условия для детей без инвалидности.

Фонд «Детям о детях» благодарит за помощь в предоставлении информации Департамент информационных технологий города Москвы и лично Фоста Ивана Дмитриевича, Прохорова Юрия Николаевича и Гаврикова Михаила Александровича и Департамент социальной защиты населения города Москвы и лично Хачатурова Апета Альбертовича.